Райтер-изврайтер
Когда-то давно, когда самолёты врезались в башни-близнецы (блядь, почти 20 лет прошло уже) моя знакомая Люда с чувством глубокого удовлетворения заявила: "Так им и надо, я даже праздновала, наконец-то америкосам показали!"...
Помнится я тогда тупо переспросил "В смысле?", а в башке крутило столько сплошное "Блядь, что она мелет, господи, что ж она несёт, бежать надо, бежать!"
Все мои попытки объяснить, что погибшие люди ей конкретно ничего не сделали, потерпели сокрушительное поражение. И с того момента я очень настороженно относился к моей знакомой Люде. Не мог избавиться от ощущения, что и мои какие-то проёбы и неудачи на самом деле вызывают у неё "так тебе и надо, тварь, наконец-то тебе показали".
Сейчас, когда начинается вот такое — в любую сторону, в любую! — у меня жёсткое дежавю. Я настораживаюсь. А когда ловлю себя на проблесках злорадства, вообще прихожу в ужас и принимаюсь выгрызать это, как кусок больной плоти. А людям вот не жмёт.
Не понимаю.
Помнится я тогда тупо переспросил "В смысле?", а в башке крутило столько сплошное "Блядь, что она мелет, господи, что ж она несёт, бежать надо, бежать!"
Все мои попытки объяснить, что погибшие люди ей конкретно ничего не сделали, потерпели сокрушительное поражение. И с того момента я очень настороженно относился к моей знакомой Люде. Не мог избавиться от ощущения, что и мои какие-то проёбы и неудачи на самом деле вызывают у неё "так тебе и надо, тварь, наконец-то тебе показали".
Сейчас, когда начинается вот такое — в любую сторону, в любую! — у меня жёсткое дежавю. Я настораживаюсь. А когда ловлю себя на проблесках злорадства, вообще прихожу в ужас и принимаюсь выгрызать это, как кусок больной плоти. А людям вот не жмёт.
Не понимаю.
Грубо говоря и отстраняясь от абстрактного гуманизма: ну какой вам прок от того, что у кого-то беда? У вас что от этого, денег или здоровья прибавилось? Нет? А что тогда? Чему радоваться?
Меня такие штуки пугают.
А значит, вместо того, чтоб изображать барона Мюнгхаузена и тянуть себя за шкирку из болота, можно расслабиться)))
Ну и классическое, еще в "Сказках тысячи и одной ночи" звучавшее:
"Наша беда - ничто в сравнении с этим злосчастием"
Но, в данном контексте, подобная "радоздь" -это бред сивой кобылы в лунную ночь посередь конопляного поля(тм)
Ну т.е. если б оный самый самолет свалился/врезался в место проживания лиц, ответственных за появление и раскрутку Бен Ладена сотоварищи - там да. "За что боролись, то и кушайте теперь".
А так.. Ну это логика мысли уровня "пнуть собаку, потому что на тебя начальник нарычал")
А так с подозрением я на кого угодно готов смотреть. Даже на себя. Мало ли, вдруг инопланетяне подменили пару извилин в мозгу, и теперь начнётся пиздец с выгрызанием печени у ближнего.
Леа Танака, мне этого правда не понять. Пытаюсь (зачем?), но не могу. Если человек воспринимает как своих личных лютых врагов неизвестных ему людей, которые погибли на той стороне земного шара, и знать не знали этого человека, и уж точно не плевали ему в утренний чай, и тем не менее их смерти так радуются, то я точно не застрахован. Но я-то рядом, так можно и лопатой по башке получить просто потому что сферический Вася в вакууме считает меня своим личным врагом, хотя я его знать не знаю.
Но вообще это очень распространеная схема.
Кстати поэтому двухполюсный мир такой устойчивый. А вот однополосный - нет.
Потому что всё объясняется простым применением командных категорий "мы" и "они", культивированием этих категорий в СМИ (да и исторически у этих категорий есть основа), а так же конкурентной среды в мире. Это ведь не "я рада, что конкретно Джон Смит, Эллен Вудс и т.д. сдохли", это "я рада, что эти америкосы получили".
Вот выше привели пример "пнуть собаку, потому что наорал начальник". Тут как бы да, но нет. Тут "пнуть собаку начальника, потому что начальник наорал". По принципу: собака может сколько угодно делать невинный вид, но мы все с вами знаем, что она причастна, она жрёт со стола этого мудака поданый ей этим мудаком хавчик. Собака - в команде врага. Да, можно начать вдаваться в тонкие материи свободы собаки, осознанности её выбора, но это сейчас неважно.
Далее - конкурентный аспект. Конкурентность культивируется в нашем обществе как групповая (мы против них), так и индивидуальная (я против всех). В условиях ограниченных ресурсов и гегемонии чужая неудача - твой шанс. Неважно, насколько эфемерный.
Работает, кстати, в самом широком смысле. Например, даже на упомянутом выше "вот у тебя болит голова, а у меня она уже отвалилась". Во-первых, это может работать реальным утешением "я в менее выгодном положении, чем ты, так что в условиях глобального рынка ты будешь не на самом дне". Во-вторых, разумеется, это может работать как "заткнись, мне положено внимание и забота больше, чем тебе" - здесь конкуренция за, собственно, внимание и заботу.
И отдельно хочу заметить, что строго индивидуалистский подход - не есть абсолютное благо, а группирование - не есть зло. Но в подробности вдаваться не хочу. Слишком долго.
Не Кавендиш, теоретически я понимаю, что норма — это не однозначно хорошее-разумное-доброе, а всего лишь "черты, присущие большинству". Даже если это отвратительные мне лично черты. Так что моё "не понимаю" это скорее вопрос риторический, чем реальное "што это за буква и как её читать".
Это ведь не "я рада, что конкретно Джон Смит, Эллен Вудс и т.д. сдохли", это "я рада, что эти америкосы получили".
Сорян, для меня это именно "Ахаха, Джон Смит сдох, я ликую, хоть его и не знаю". Потому что нужно быть довольно тупой инфузорией, чтобы не понимать, что вообще-то погибли люди, которые не виноваты буквально ни в чём перед отдельно стоящей Людой. Здесь ключевая фраза "для меня", я не претендую на академичность своих воззрений и обязательное принятия всеми гражданами планеты.
Именно поэтому когда началось "все хохлы фашисты" я задавал прямой вопрос: и я тоже? И собеседник начинал юлить очень странными зигзагами. В зеркалке это работало точно так же — теми же зигзагами было "все русские твари — а ты, ну это как бы другое, это как бы не оно". Одного порядка явления, и от них мне неуютно оптом.
Я умом понимаю всю эту конфронтацию сторон. Но точно также умом не понимаю, как простые с виду нормальные люди могли ликовать по такому поводу.
Кстати, крушение Башен-близнецов было, наверное, единственным в моей жизни моментом, когда я реально всплакнул
от масштаба трагедииот сострадания к тем, кто погиб и тем у кого погибли.Нет, я головой понимаю, почему и как это работает. Но тоже бы пошёл сторонкой от греха подальше. А то кто его, человека этого, знает, что ему ещё в голову придёт порадоваться. Это ж как родственница одного хорошего принца, который её припечатал - "Тебе наплевать было, что у людей горе, ты радовалась, что сестра без жениха осталась".
Не Кавендиш правильно говорит, чтоэто может работать как "заткнись, мне положено внимание и забота больше, чем тебе" - здесь конкуренция за, собственно, внимание и заботу.
а вот это вот думать, почему оно такое ебанутое (сорян)) - увольте
*Heather*, да если б мы только познакомились, было бы проще уволиться. А так стоишь, встающие дыбом волосы приглажиаешь и думаешь - батюшки, ведь не первый же день знакомы.
А когда ловлю себя на проблесках злорадства
Ну раз таки ловишь себя на проблесках, значит и тебе оно тоже так-то не чуждо? Как говорится "ничто человеческое". Так почему бы и не понять? Просто ты как человек хороший и умный в состоянии диагностировать это в себе и отдаешь себе отчет в том, что вот данное конкретное "человеческое" - оно таки "плохое", а потому ужасаешься самой себе и борешься с этим, подавляешь. Ну а другие люди не заморачиваются таким, им норм и "ачотакова" - но это ситуация точь в точь как с любым другим пороком. Подставь вместо злорадства чужим несчастьям любую другую гаденькую черту, которая может быть у человека, и увидишь ту же картину. Одни осознают и стараются подавлять, а другим "ачотакова".
А так вообще Не Кавендиш расписал про данный феномен вполне подробно и хочется с ним полностью согласиться.
Разве что можно добавить, почему люди склонны к "ачотакова". Так потому что психике комфортнее и приятнее жить в картине мира, в которой "я" непогрешимо и априори право. Т.е. ощущение "Если что-то мне свойственно, то это что-то - хорошее, потому что мне не может быть свойственно ничего плохого. Потому что я - хороший" гораздо приятнее и уютнее чем жить, терзаясь чем-то вроде "Я сделал/сказал/подумал что-то плохое. Это ужасно. Я что, плохой?". Вот люди и заворачиваются в уютненькие "ачотакова"-мирки, в которых они хорошие, непогрешимые и всегда во всем правые, а если что не так, то это не они виноваты, а все вокруг. Кто угодно, но только не они.
А, ну и ещё можно добавить, что вот это вот общечеловеческое подсознательное деление всего и вся на "своих" и "чужих" в комбинации со склонностью (опять же общечеловеческой) к таким "милым" вещам как самооправдания ("я не могу быть плох или не прав даже в малости, по определению") и обобщения ("я знаю что вооон тот из группы Х плохой, значит все из группы Х такие же плохие") - вот это вот буквально и есть источник и причина, как мне кажется, подавляющего большинства конфликтов, войн, насилия и прочего говна, происходящего в мире.
Одного порядка явления, и от них мне неуютно оптом.
Оно, как по мне, гораздо больше, чем просто "неуютно". Я для себя могу это чувство, вызываемое явлениями, о которых речь, описать как сложную смесь фейспалма, тоски и усталости от несовершества мироздания с одной стороны и острого желания взять и уебать лопатой с другой стороны.
Шнайзель, я вот тут подумал и методом исключения вывел, что есть разные виды понимания. Есть "понимаю, пусть так делает дальше, я привыкну". Есть "понимаю, пусть так делает дальше, я пошёл, не хочу быть рядом с этим". А есть "понимаю причины, но это пиздец, немедленно прекрати". Или даже "всё понимаю, но лучше его расстрелять".
То есть. Если я понимаю причины, это не значит что я принимаю. Понимаю причины, понимаю цель всего этого, понимаю, что так легче, лучше, комфортнее, но не понимаю как можно быть внутри ачотакова и при этом ничего не жмёт. Наверное даже "не понимаю" не выражает всего спектра испытываемых мной эмоций. Это как мать на меня орала в детстве "Я не понимаю, как можно не помыть за собой посуду!" — но то посуда, "вы не понимаете, это другое"™. Хотя может есть люди, который сейчас вздрогнут и скажут "блядь, Торетти в детстве не любил мыть посуду, какой пиздец" и отпишутся))) И я их даже пойму! Хотя и ржать буду неистово.