Так, я всё же напишу... Сразу скажу, что у себя на дайри я не настолько корректный и вежливый, как за его пределами, могу и нагрубить в комментах, ежелитамчо.)) Это там я замолчал, поскольку нет смысла объяснять тем, кто просто пришёл потроллить.
Значит, дана ситуация: на самой высокой горе мира, которая Эверест, лежит толпа мёртвого народу, и никто их не хоронит, потому что высота горы 8км с копейками. И это вроде как страшно и ужасно, ибо. Прекрасно понимаю сложности, связанные со спуском трупа с такой высоты, тем более, если учесть, что самому трупу, если честно, уже наплевать.
Дальше про трупы, немного про этику, собственное суждение и собственные выводы.И вот, значит, условия на Эвересте настолько тяжкие, что "Иногда альпинисты натыкаются на людей, которые умирают и просят о помощи, но живые не могут позволить себе помочь - это может повлечь за собой и их гибель тоже".© Вот этот пост.
В сущности, я как-то усомнился в правильности контекста приведённой цитаты. По моему мнению, иногда натыкаются, это примерно два случая на десяток. То есть, довольно часто. В это слабо верится, потому что всю сознательную жизнь я верил во взаимовыручку туристов, альпинистов и так далее. Но тут пришли специалисты, которые, судя по всему, только что спустились с Эвереста. И они сурово осудили меня и мягкотелых кретинов, которые посчитали это неправильной практикой. потому что "это же восемь тыщ над уровнем моря, это вами не равнина, это вам Эверест, а не цацки пэцки, и спасать кого-то тут не принято, потому что никто вас сюда не звал, вы знали на что идёте, и вообще подъём на Эверест стоит дорого, а спасать какого-то идиота, который валяется под ногами и умирает, это мы до вершины не дойдём или сами живыми не спустимся" ну и так далее.
Попытки объяснить, что оставить умирать человека — это всегда трагическая случайность, ни к чему не привели. Пришлось поверить на слово и принять на веру, что на вершину постоянно кто-то идёт в количестве, переступая через стонущих людей, которые просят о помощи. В инете я нашёл три упоминания о случаях, когда мимо действительно шпарили примерно 40 человек.
Цитирую Вики:
Дэвид Шарп (англ. David Sharp) — английский учитель математики и альпинист, погибший при попытке в одиночку покорить Эверест. Причиной смерти Шарпа стала гипотермия и кислородное голодание. Всемирную известность смерть Шарпа получила после широкого освещения в прессе нравственного аспекта, сопутствовавшего смерти альпиниста. Дело в том, что мимо медленно замерзавшего Шарпа прошло (при восхождении и спуске) более 40 других альпинистов, но ни один из них не был готов прервать собственное восхождение и помочь умиравшему.
Осуждению также подверглась съемочная группа телеканала Discovery, которая засняла умирающего Шарпа и даже попыталась взять у него интервью.
Ну-с, видимо не только я такой тупой придурок, который осуждает подобные моменты. Я понимаю, когда "буран, спасали, не смогли, сами едва спаслись, сил не хватило". Я не понимаю, когда прошли мимо туда — нам же ещё вершину посмотреть — а потом прошли мимо обратно (ну мы вершину посмотрели, и хорошо).
Но больше всего меня улыбает реакция, полная трагизма и значения "Да ты знаешь, КАК там ТЯЖЕЛО! Да ты хоть представляешь, ЧТО ТАКОЕ ЭВЕРЕСТ! Да это тяжелейшие условия и ёбаныврот!"...
По моему мнению "кактамтяжело" — это когда тебя под дулом автомата гонят куда-то, угрожая смертью твоим детям, и ты бежишь. Когды ты не хочешь, но выхода нет, приходится. Когда "родина-мать зовёт и всем капец, если я не перейду отуточки и не пройду отамочки". Могу ещё понять ситуацию "я учёный, это моя работа, моя жизнь, я ползу из последних сил".
Немножко другая ситуация, когда некто для собственного развлечения шурует куда-то. Переступая через умирающего человека.
Почему тем, кто спасает других в горах и на Эвересте в том числе, вручают какие-то медали. премии и восхищаются ими, как героями? По логике трагичных "великих альпинистов" над этими придурками должны ржать в голос, потому что каждому приличному альпинисту известно, что нужно переступить через человека, который умирает, и шуровать фоткаться на вершине. А потом быстренько спускаться назад, потому что во время не уложишься.
"нет-нет-нет, это только возле вершины Эвереста, ты ничего не понимаешь, это особый случай".
Да вы что? Реально? В таком случае каждый, кто не смог спасти кого-то на Эльбрусе, подлежит уголовной ответственности? Чушь и перегибы.
Я говорю о контексте. Нельзя говорить о том, что "вот иногда там люди умирают, никто им не помогает, всё нормально, так должно быть, потому что каждый должен спасать свою жопу". Это нормально звучало бы в другом контексте, про тяжёлые условия, нехватку кислорода, низкие температуры и на самом деле большие сложности, связанные с тем, что принимая решение спасать другого человека альпинист рискует...
В моём городе один мужик спас девчонку, которую замкнуло током в дождливый день. Толкнул, разрывая контакт, сильно обжёг руки. Спас девушку. Принимая решение спасать эту девушку он должен был понимать, что рискует. Да, он идиот, это правда - его жена так и сказала "А если бы умер?! Я не хочу быть вдовой героя". Я могу её понять. Но я понимаю и его.
Каждый из тех, кто забрызгивал монитор слюной, негодуя на таких дебилов, как я, которые уверены в том, что нельзя просто переступать через умирающего человека, который просит о помощи, может попасть в такую ситуацию. На подступах к вершине Эвереста. И я представляю, как они лежат, заметаемые снегом, смотрят, как через них переступают уже сороковая пара ног, и хорошо поставленным голосом вещают: "Ничо, ничо, звездуйте, хлопцы, всё в порядке, этаж, блядь, Эверест, я знал на что шёл, когда пёрся на эту блядскую гору, поэтому вы звездуйте себе к вершине. А ты чо хотел, мужик? Чего, какое спасать? У тебя кислород, оборудование, и деньги ты платил не за то, чтобы мою жопу спасай, положь меня, где взял, и ать-два с вершины, я отут отползу и помру благородно".
Сдаётся мне, что эти граждане тоже принялись бы просить о помощи. Говорят, что близкая смерть как-то быстро выдувает козлиные глупости из головы.
Кто на самом деле оставил кого-то умирать в горах, не смог спасти, не вытянул, не выдюжил, тот не рисуется и не расправляет плечи, кичась "да это Эверест!". Этим людям очень плохо. Очень. И даже если они пытаются оправдаться тем, что не смогли, ничего не могли сделать, им всё равно плохо.
Я не был на Эвересте. И на Эльбрусе не был. У меня разряд по пешеходному туризму и подготовка в мирных Крымских горах. А ещё у меня есть несколько могил, в которых похоронены те, кого я не смог спасти. Потерял. Не в горах, не в экстремальных условиях, по дурости, а где-то не успел, а где-то меня просто не было рядом, но мне всё равно плохо, я часто вижу их во сне, я всё ещё оплакиваю людей, которые могли бы жить, но я ничего не смог сделать. И мне ни разу не приходило в голову начать оправдывать причины их смерти и говорить, что это нормально.
я читала, что они говорят - мечта всей жизни, 10 лет тренировок, 50 тыс баксов - и все коту под хвост ради попытки спасения жизни чувака, который знал, на что идет?
мерзко, но именно в таких ситуациях очень хорошо видно, чего стоит человечество.
NoFace, да, мерзко. При этом некоторые всё же плюют на тренировки, баксы и мечты, спасая кого-то, через кого уже переступили. Видимо, они идиоты. Вот с этими идиотами мне по пути. А с трагическими личностями "да они знали, на что шли, а я не лысый всякого спасать" — нет, не по пути.
В изменённое сознание вполне верится, а вот уголовный кодекс не действует в такой ситуации. Я не помню обоснование, но там что-то про тяжёлые условия и отсутствие квалификации.
Мне просто не нравится нагнетание вокруг ситуации настроений о том, что так и должно быть, что это нормально. Как будто у подножия горы буквально дают инструкцию в стиле: "Там наверняка будет кто-то, кто будет просить о помощи, вы обязаны пройти мимо, это нормально".
Я могу привести менее ужасающий пример из собственного опыта. Казалось бы, речь об обычном велотуре за городом. Но если один велосипедист из группы падает, получая травму, то из его товарищей (а не просто едва знакомых людей) остановятся далеко не все. Велосипедистом, который упал, была я. С переломом руки. Остановилось двое, чтобы убедиться, что я в состоянии продолжать дальше движение. Но еще некоторое время я ехала с одной действующей рукой по дороге в ночи, пока до меня не добрались родственники, которые тоже участвовали в заезде.
Я просто хотела указать на то, что в таких условиях жизнь другого может обесцениваться по ряду причин. И если некоторые вполне себе валидны, то другие вызывают сомнения в личностных качествах мимо проходящего.
Пожалуй, я встречала более страшную историю. Она довольно известна. psyfactor.org/lib/tolpa9.htm
Почему-то обращение к конкретному человеку встречает отклик в разы чаще и быстрее, чем аморфное в никуда. Люди руководствуются тем, что "вокруг полно народу, кто-нибудь поможет наверняка". И идут мимо.