Сейчас после сериала HBO в зону отчуждения прямо-таки ломанулись. Но в нашей группе таких было, по-моему, всего человек пять. Остальные шли по Припяти и прикидывали, где стояли монолитовцы, откуда должна выскочить химера, где пасутся псевдогиганты, откуда сейчас вжарят из гранатомёта и так далее. Это геймеры, компьютерная игра «Сталкер». Конечно, есть посетители, которые сознательно прямо ехали под соусом «вот тут произошли такие вот события и я поехал суровый такой и правильный», но их, имхо, меньше. HBO-шники активно расспрашивают про локации из сериала, очень хотят “мост смерти», и мост им предоставляют. Правда попутно развенчивают сериал — никто на этом мосту не глушил в два часа ночи водку толпами с гуляющими детьми, и не умирал там пачками.
Иностранцы едут толпами. За ними интересно наблюдать. Самые весёлые и бестолковые (и гиды это подтверждают) это поляки. Именно поляки способны нарушать все возможные и невозможные запреты, получать чертей с запретом въезда в Украину на время и в зону отчуждения пожизненно. Самая идиотская история, это когда польские туристы ради фотографий полезли на забор возле четвёртого энергоблока. Охрана обошлась с ними сурово. Нет, я этого не видел, это рассказали гиды. Как и про попытку вывезти из зоны 15-килограммовый фонящий булыжник.
В чернобыльской столовой иностранцев легко узнать по напряжённым лицам и осторожным движениям ложки в борще. Почему борщ до такой степени пугает англоязычных людей? Я изо всех сил старался не пялиться на способ принятия пищи, который за соседним столом демонстрировал какой-то англоговорящий юноша. Он отламывал ложкой кусочек котлеты, потом на эту же ложку цеплял пару макаронин, и всю эту конфигурацию окунал в борщ, чтобы набрать туда же борща. И потом получившуюся инсталляцию аккуратно нёс в рот. О___О мне бы в голову не пришло так есть, но он раз от раза повторял это движение, пробуждая во мне нервическое желание спросить что-то типа «вэй а ю фром?» (понятия не имею, правильно ли это сконструировано). Ну ещё очень хотелось посоветовать ему не мучиться и ссыпать всё в борщ, перемешать и есть. Вообще неприлично, конечно, так пялиться на людей. Я неприличный.
Японцы очень деликатные, очень послушные, ничего не нарушают, безукоризненно выполняют инструкции. Китайцы, в принципе, тоже осторожны, после первого же взвизга дозиметра становятся «японцами».
Наша группа состояла в основном из молодёжи и людей среднего возраста. Старше меня было, кажется, всего два человека. Что имею сказать. Очень хорошая подобралась группа. Нет, мы не стали лучшими друзьями. Просто когда кто-то отставал, то непременно кто-то из туристов притормаживал, давая возможность догнать и не заблудиться. В Припяти очень легко свернуть за угол и исчезнуть, моментально теряешь группу. Кричать можно, но толку в этом мало.
Аккуратные группы туристов в принципе почти не пересекаются. Это хорошо — нет толчеи. В некоторых местах слишком узко и сложно разминуться, чтобы при этом не сойти с тропы.
Особый сорт — блогеры. Особенно видно инстаблогеров. Эти просто маньяки постановочных фото и жизнерадостного пиздежа на фоне всего. Пол инстаблогера не важен, мужчины ведут себя так же идиотически, как какая-нибудь хрестоматийная блондинка. Ржать и прикалываться — это они. Селфиманьяки, «встань в смешную позу», и залезть туда, куда не стоит залезать. В общем, нашим гидам повезло, инстаблогеров у нас было всего две штуки.